Что делать если в вашем многоквартирном доме сломалась Охранно-Защитная Дератизационная Система (ОЗДС)?

Для начала заметим, что год за годом за зимой приходит весна. Но для отечественных коммунальщиков такое редкое явление как смена сезонов всегда приходит внезапно. Также, приблизительно в восьмидесяти процентах случаев система ОЗДС «внезапно» выходит из строя весной. Весной «внезапно» тает уличный снег, и, часть его неизбежно подтапливает подвалы многоквартирных домов.

Вторая «внезапность» кроется в практически искреннем удивлении главного инженера обслуживающей организации, ну-например ДЭЗа: «А что, разве систему ОЗДС надо ещё и обслуживать?»

О, да, также как и любые другие системы здания, ничего не работает само по себе, по крайней мере, не работает хорошо и долго. Хотя бы внеплановое техобслуживание Охранно-Защитной Дератизационной Системы перед весенним сезоном сделали бы… Однако, время не вернёшь, что делать теперь?

Система ОЗДС может не работать частично (вышли из строя канал или каналы на БПИ) и не работают все БВУ подключенные к этому каналу, а остальные БВУ работают, или, система не работает полностью – ни один из БВУ не работает.

А как понять, что ОЗДС не работает , спросите вы. Не станем углубляться в технические нюансы, скажем только, что если при приближении металлического предмета к электризуемому барьеру не происходит дугового пробоя между предметом и барьером на расстоянии 10-20 мм. (электрик увидит его «невооруженным глазом»), то система точно неработоспособна. Безусловно, предполагается, что система включена в сеть 220 В.

Здесь, кажется все понятно, какой блок не работает — тот и надо менять, если бы только не два НО:

1. Стоимость каждого из блоков ОЗДС, будь то БВУ или БПИ ощутима (например БВУ стоит 9 тысяч рублей, а БПИ и того больше, подробнее смотрите здесь http://ozds.su/oborudovavie.html ), и,

2. Не факт что БВУ или БПИ сломались, или, выражаясь простым языком, сгорели сами по себе. Поскольку ОЗДС именно система, выход из строя одного из блоков однозначно сопряжен с другими блоками в системе. Таким образом, заменив неработоспособный и дорогостоящий блок, вы можете прийти к той же ситуации неработоспособности уже через две-три недели.

В данной ситуации единственное правильное решение обратиться в специализированную организацию (например, сюда, http://ozds.su/obsluga.html ссылка взята из Интернета) с запросом о внеплановом техобслуживании системы ОЗДС. Специалисты диагностируют неисправность, заактируют неработоспособное оборудование, проверят соединительные линии и дадут конкретные рекомендации. А с целью экономии, чтобы не переплачивать перепродажникам, вышедшее из строя оборудование ОЗДС вы можете купить сами.

А что если «забыть» о проблеме и вообще не тратиться? Что же, тоже вариант, но опять НО:

В прошлом году, а если быть точнее, осенью прошлого года, коллеги рассказали мне одну поучительную историю. К ним обратилось одно ТСЖ с просьбой ремонта и монтажа ОЗДС. ТСЖ включало в себя пять панельных 16-ти этажек и находилось в достаточно приличном районе города.

Почему же сразу и ремонт и монтаж? Все очень просто.

В ТСЖ изначально уже была установлена эта дератизационная система, но после 5 лет отсутствия какой-либо эксплуатации, фактически, её не стало (в том числе пропала и документация на неё). А само обращение о ремонте и монтаже ОЗДС было инициировано жильцами дома только тогда когда обнаглевшие крысы стали по стоякам пробираться из подвала на первые этажи в межквартирные холлы и своим видом пугать консьержей и детей…

В заключении хотелось бы сказать, что идея данной статьи состоит не в агитации формального технического обслуживания Охранно-Защитных Дератизационных Систем, это и так происходит на бумаге, а в призыве к руководителям ТСЖ и ДЕЗов о проведении фактического внепланового техобслуживания систем ОЗДС хотя бы в межсезонье. В конце концов «скупой всегда платит дважды».